Рак печени является наиболее распространённой формой онкологии, и раннее определение болезни жизненно важно. Ученые разработали новый тест, который может помочь выявить людей, у которых может развиться гепатоцеллюлярная карцинома (ГЦК), наиболее распространенная форма рака печени. В этом подходе используется анализ крови, чтобы проверить, не подвергался ли пациент ранее воздействию определенных вирусов.

Учеными из Национального института рака (NCI), был изучен новый подход к проблеме ранней диагностики. В исследовании также приняли участие исследователи из Национального института диабета, болезней органов пищеварения и почек и нескольких академических центров. Результаты были опубликованы в журнале Cell.

Есть определенные факторы, которые увеличивают шансы на развитие ГЦК

Исследование выяснило, что есть определенные факторы, которые увеличивают шансы человека на развитие ГЦК, например, инфицирование гепатитом В, или вирусом гепатита С, или наличие цирроза печени. Людям с подобными факторами риска рекомендуется каждые шесть месяцев проходить скрининг на ГЦК с помощью УЗИ, а также сдавать кровь на анализ на альфа-фетопротеин или без него.

Но также стоит учесть и тот факт, что не у всех с подобными факторами риска ГЦК это заболевание разовьется. Хотя скрининг (либо другая ранняя диагностика) может привести к более раннему выявлению, к сожалению большинству пациентов ставится диагноз, когда рак находится на поздней стадии и в данный период возможно уже неизлечим. Однако у ГЦК, который был обнаружен на ранней стадии, посредством новых методов, гораздо больше шансов на излечение.

Многие скрининговые тесты выявляют особенности раковых клеток. То есть тест определяет наличие уже развитых раковых клеток. Но некоторые особенности могут меняться со временем, и не все раковые клетки в опухоли имеют одинаковые характеристики, что затрудняет точное определение. Новый подход диагностики направлен на выявление особенностей окружающей среды возможной онкологической опухоли, и не определяет напрямую наличие раковых клеток.

На развитие рака влияет взаимодействие иммунной системы и вирусами

Последние исследования проблемы рака предоставляют доказательства того, что на развитие рака влияет взаимодействие иммунной системы и вирусами. Текущие исследования пришли к выводу, что определенные взаимодействия между вирусами и иммунной системой могут повысить риск развития ГЦК.

Чтобы изучить эту вероятную возможность, ученые сканировали кровь людей на предмет «вирусных следов», оставленных различными инфекциями в прошлом. Эти следы остаются в антителах и белках, производимых иммунной системой, они также отражают реакцию иммунной системы на инфекцию. Итоговая смесь следов каждого человека создает уникальный образец, который исследователи назвали сигнатурой воздействия вируса.

Команда исследователей проверила следы более 1000 различных вирусов в образцах крови примерно 900 человек. В группу исследуемых так же попали 150 человек с ГЦК. Исследователи определили специфическую сигнатуру вирусного воздействия, которая может точно отличить людей с ГЦК от людей с хроническим заболеванием печени и здоровых добровольцев. Эта сигнатура (та самая запись вирусных следов) содержала следы 61 различных вирусов.

Новый метод позволяет определить риск возникновения рака печени с высокой точностью

После сбора данных исследователи проверили подпись (сигнатуру записи) на образцах крови 173 человек с хроническим заболеванием печени, которые ранее участвовали в 20-летнем исследовании. За это время у 44 участников развился ГЦК. Используя образцы крови, взятые при диагностировании рака, и сравнивая их с контрольной сигнатурой (которая определялась у онкобольных), были правильно идентифицированы все люди, у которых впоследствии развился ГЦК.

Используя данный метод, которым диагностировали образцы крови, исследователи точно определили даже тех, у кого кровь была взята за 10 лет до постановки реального диагноза рака печени.

На данной стадии новый подход в ранней диагностике рака печени проходит апробацию и клинические испытания.

Клиника доктора Борисова В.А. поможет в реабилитационной и поддерживающей терапии после процедур, проведённых при лечении рака печени. Позвоните, задайте любые вопросы или запишитесь на консультацию по телефону +7 (905) 279-99-97.